МКОУ ООШ с.Новоникольское
Томская область, с.Новоникольское
  • Правовое просвещение

    30 марта 2025 года вступили в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2024 № 547-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обязывающие государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностных лиц обеспечить гражданам, юридическим лицам возможность подачи обращений
    в форме электронных документов с использование ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и направлять указанными органами, организациями и их должностными лицами ответы на такие обращения по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета лица, подавшего обращения.
    Так, отправить обращение теперь можно следующими способами:
    - через портал «Госуслуги»;
    - информационную систему или через официальный сайт органа власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которые обеспечивают идентификацию и аутентификацию гражданина или лица, подающего обращение.
    Ответ на обращение, поступившие одним из вышеуказанных способов, гражданин получает в личный кабинет информационной системы, через которое направлено обращение.
    Направление обращения на адрес электронной почты государственного или муниципального органа, должностного лица Федеральным законом не предусмотрено.
    Таким образом, в случае поступления обращения на электронную почту оно не подлежит регистрации и последующему рассмотрению.
    Электронная почта более не используется как канал связи для приема обращений граждан, подлежащих рассмотрению в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
    Обращаем внимание, что особый порядок направления электронных обращений и направление ответов на такие обращения может быть предусмотрен правовыми актами органов МВД, ФСБ, СФР и ФСО.
    При этом граждане не лишены права на подачу обращения в простой письменной форме (лично или почтой), а также личного приема в том или ином органе.

    В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
    Средства индивидуальной защиты включают в себя:
    - специальную одежду,
    - специальную обувь,
    - дерматологические средства защиты,
    - средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз,
    - средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
    Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
    Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.
    Работодатель обязан:
    - обеспечить разработку локального акта, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, определить ответственных за выдачу должностных лиц;
    - обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ и смывающих средствах;
    - обеспечить проведение обучения, инструктажа или иного способа информирования работников о правилах эксплуатации СИЗ;
    - организовать учет и контроль за выдачей работникам СИЗ и смывающих средств;
    - не допускать работников к выполнению работ без обеспечения СИЗ, а также в неисправных СИЗ;
    - обеспечить контроль за правильностью применения СИЗ работниками;
    - обеспечить своевременный прием от работников и вывод из эксплуатации, а также утилизацию СИЗ.
     

    Уголовная ответственность за незаконную коллекторскую деятельность предусмотрена статьей 172.4 УК РФ, которая введена в Уголовный кодекс РФ с июля 2023 года. Необходимость введения столь строгой ответственности за нарушение прав должников обусловлена тем, что у населения растет уровень закредитованности, которая вызвана изменениями в экономической ситуации, в ряде случаев потерей работы, проблемами со здоровьем и другими серьезными обстоятельствами, ввиду которых люди не могут своевременно оплатить задолженность по кредитам.
    Наличие долгов у населения вызвало возникновение различного рода частных организаций, занимающихся взысканием этих долгов, банки зачастую «продают» долги коллекторам. Сотрудники этих организаций нередко используют незаконные методы в своей деятельности для того, чтобы побудить граждан оплатить долги.
    Порядок взыскания задолженности регламентирован Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который предусматривает запрет применения к должнику  физической силы либо угрозы ее применения, угрозы убийством или причинения вреда здоровью; уничтожения или повреждения имущества либо угрозой таких действий; применения методов, опасных для жизни и здоровья людей; оказания психологического давления на должника и иных лиц, использования выражений, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.
    При этом на практике требования Федерального закона зачастую не соблюдаются, в органы полиции поступают заявления о незаконных методах взыскания долгов, что повлекло введение более жестких мер государственного реагирования на незаконные действия коллекторов, чем и обусловлено дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации новой статьей.
    Ответственность предусмотрена в случае:
    •    действий коллекторов по возврату просроченной задолженности, которые соединены с угрозой применения насилия (уничтожения или повреждения имущества);
    •    возврата задолженности коллектором с распространением ложных сведений, которые порочат честь и достоинство потерпевшего или его близких, либо с угрозой распространить такие сведения.
    При этом такие действия могут быть осуществлены любыми способами (телефонные звонки, письма, электронные сообщения, личные требования и т.п.), при этом обязательно выражение требования возврата должником суммы долга.
    К уголовной ответственности за такие преступления могут быть привлечены работники организации-кредитора, лица, которым переданы права по договору уступки права требования, и действующие от имени или в интересах коллекторской организации.
        За совершение таких действий предусмотрены следующие виды наказания:
    •    штраф в размере от 300 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
    •    принудительные работы на срок до 5 лет;
    •    лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

    Статья 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» наделяет прокурора правом обратиться в суд с иском в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
           Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) связывает право прокурора на обращение в суд в интересах гражданина с некоторыми условиями, а именно:
    - гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд;
    - гражданин обратился к прокурору с просьбой о защите социальных прав в сфере трудовых (служебных) отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.
          Возможности прокурора по предъявлению административных исковых заявлений в интересах гражданина в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) несколько ограничены. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (статья 39 КАС РФ). 
    Уважительные причины, по которым гражданин сам не может осуществлять судебную защиту должны быть указаны в исковом заявлении прокурора в его интересах. Определенного списка этих возможных причин нет, их уважительность оценивается судом в каждом конкретном случае. Например, к уважительным причинам может быть отнесено отсутствие возможности ознакомиться с документами из уголовных дел о мошенничестве с использованием информационных технологий.
          Прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, в том числе по доказываю своих требований. Исключение составляют право на заключение мирового соглашения (соглашения о примирении) и обязанность по уплате судебных расходов.
         К прокурору не может быть предъявлен встречный иск. Такой иск может быть предъявлен к материальному истцу (гражданину, в интересах которого выступает прокурор). При этом отказ прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, не прекращает рассмотрения дела по существу, при условии, что лицо, в защиту прав которого обращался прокурор, не заявило об отказе от иска. В то же время при отказе истца от иска, независимо от позиции прокурора по делу, суд должен прекратить производство по делу, если это, конечно, не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

    В соответствии с Федеральным законом от 29.05.2024 № 114-ФЗ 
    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»» сведения о должниках по уплате алиментов (назначенных по решению суда либо по нотариальному удостоверенному соглашению), которые привлечены к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей, а также объявленных судебным приставом в розыск, должна вносится в реестр должников по алиментным обязательствам.
    Данный реестр будет формироваться Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации и публиковаться в открытым доступе на сайте ФССП России.
    Должников по алиментным обязательствам надлежит информировать о включении сведений о них в реестр должников, а также об исключении таких сведений из указанного реестра.
    Актуальную информацию о трудоустройстве должников ФССП России совместно с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации будут получать посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
    Указанные изменения вступили в силу с 25 мая 2025 года.

    Принято постановление Правительства Российской Федерации от 19.05.2025 № 681 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию».
    Утвержден обновленный перечень случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, запрещенных к содержанию.
    Такими случаями являются:
    - временное содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе (за исключением содержания в жилых помещениях) пострадавших и (или) травмированных животных, до дня их передачи в приюты для животных, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию и реинтродукцию диких животных;
    - содержание животных в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе на время их лечения и искусственного выкармливания детенышей и молодняка сотрудниками зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов, а также сотрудниками приютов и питомников для животных, организаций, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, при наличии соответствующих решений руководителей указанных организаций;
    - содержание и использование животных в организациях, основной целью деятельности которых является разведение животных в целях сохранения генетического фонда объектов животного мира - в питомниках для животных, организациях, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, научных организациях.
    Вступает в силу 1 сентября 2025 года.
    Утратят силу постановления Правительства Российской Федерации:
    - от 22.06.2019 № 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию»,
    - от 27.06.2019 № 819 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию».

    С 01 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 03.02.2025 № 4-ФЗ «О безопасности людей на водных объектах», который регулирует отношения в области обеспечения безопасности людей на водных объектах и прилегающих к ним территориях.
    Федеральным законом установлены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в названной сфере, определены права и обязанности граждан, а также утверждены основные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на водных объектах в том числе при использовании пляжей, переправ, баз для стоянки маломерных судов и др.
    В частности, определено, что организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах возложена на Государственную инспекцию по маломерным судам (далее – ГИМС).
    Также к полномочиям ГИМС относится ведение реестра маломерных судов, реестра удостоверений на право управления маломерными судами. предоставление государственных услуг по государственной регистрации и освидетельствованию маломерных судов, аттестация физического лица на право управления маломерным судном.
    Нарушение требований безопасности людей на водных объектах влечет за собой привлечение к административной ответственности, предусмотренной главой 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Федеральным законом № 463-ФЗ от 13.12.2024 внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», позволяющие проводить голосование на общих собраниях собственников жилья через портал «Госуслуги».
    Инициатором собрания может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом по договору управления, собственник помещений в многоквартирном доме. Они обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения.
    О проведении собрания теперь сообщается через портал ГИС ЖКХ, а также дополнительно должен быть использован еще один из вариантов уведомления:
    - отправка каждому собственнику заказным письмом;
    - вручение под роспись;
    - размещение на досках объявлений.
    Таким образом, число обязательных способов уведомления увеличилось. Когда уведомление размещено в ГИС ЖКХ, собственники при входе на портал «Госуслуг» автоматически получают уведомление о том, что в их доме состоится собрание, а также могут ознакомиться с его повесткой.
    Информация считается полученной в момент входа в личный кабинет.
    Далее, в установленный срок жильцы голосуют онлайн по вынесенным на повестку дня вопросам и после окончания голосования формируется итоговый протокол, который также размещается на портале.
    Данные изменения позволят повысить собираемость голосов, исключить подделку подписей, а тем самым обеспечить наличие кворума и легитимность принятого решения.
    Изменения вступили в силу с 01.03.2025.
     

    В целях защиты клиентов от мошенников внесены следующие изменения в ФЗ «О банках и банковской деятельности, вступающие в силу с 01.09.2025, обязывающие кредитные организации:
    - в случаях, предусмотренных законами, предоставить органу, осуществляющему оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, запрошенные сведения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
    - до выдачи наличных со счетов с использованием банкомата осуществить проверку наличия добровольного согласия клиента, имеющего платежную карту (признаки отсутствия такого согласия устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте). При наличии таковых на 48 часов с момента направления запроса на выдачу денег ограничить ее суммой не более 50 тыс.руб. в сутки и незамедлительно уведомить клиента о причинах ограничения;
    - при получении из базы данных Банка России информации, относящиеся к клиенту и (или) его электронному средству платежа о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без его добровольного согласия, ограничить выдачу наличных денежных средств с использованием банкоматов на сумму не более 100 тысяч рублей в месяц, на период нахождения сведений в указанной базе данных;
    - использовать иностранные мессенджеры для звонков и сообщений клиентам;
    - при предъявлении доверенности на получение от имени клиента наличных денежных средств зафиксировать данный факт и обеспечить хранение копии такой доверенности в течение 5 лет с даты предъявления или выдачи наличных денежных средств;
    - обеспечить клиенту - физическому лицу по соглашению с кредитной организацией и уполномоченным им лицом возможность подтверждать совершение операции по переводу денежных средств с банковских счетов (вкладов) клиента в пользу третьих лиц, получению наличных денежных средств с них, в том числе с использованием банкомата;
    - обеспечить клиенту право выбора операций по переводу денег, а также банковских счетов, операции по которым требуют подтверждения уполномоченного лица;
    - незамедлительно, в порядке, определенном соглашением, отправлять уведомления уполномоченному лицу;
    - приостановить прием к исполнению распоряжения клиента - физического лица при совершении операции по переводу денежных средств (за исключением операции по переводу денежных средств с использованием платежных карт или сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России) до момента получения подтверждения совершения операции по переводу денежных средств от уполномоченного лица; отказать клиенту в совершении операции по переводу денежных средств с использованием платежных карт или сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России либо в совершении операции по получению наличных денежных средств, если соответствующая операция относится к операции, требующей подтверждения уполномоченным лицом;
    - в местах оказания услуг (в том числе на своем официальном сайте в сети "Интернет" и в мобильном приложении (при его наличии) размещать информацию о праве клиента на основании соглашения наделить лицо статусом уполномоченного лица для получения подтверждения совершения таким клиентом операции по переводу денежных средств или операции по получению наличных денежных средств, о порядке наделения лица статусом уполномоченного лица и лишения лица этого статуса, требованиях к уполномоченному лицу и об условиях осуществления им своих полномочий, о стоимости услуг кредитной организации за информирование уполномоченного лица и клиента о подтверждении (либо об отклонении) соответствующей операции уполномоченным лицом либо о безвозмездности такого информирования.
    Подтверждение или отклонение операции должно быть направлено уполномоченным лицом не позднее 12 часов, если более короткий срок не будет установлен соглашением.
    Одновременно законом запрещено сотрудникам госучреждений, банков и операторов связи использовать иностранные мессенджеры для звонков и сообщений клиентам.
    Продавцам на маркетплейсах предоставлено право пройти верификацию через Госуслуги и получить специальную отметку, что позволит покупателям быть уверенными в надежности поставщиков.
    Сервису «Госуслуги» запрещено отправлять сообщения пользователям для входа в аккаунт во время телефонного разговора. Код доступа будет поступать после его завершения, что исключит возможность для злоумышленников удерживать внимание абонента и требовать назвать код из СМС.
    Гражданам предоставлена возможность на Госуслугах и в МФЦ запретить заключение договоров связи без личного присутствия.
    (Федеральный закон РФ «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.04.2025 № 41-ФЗ, вступающий в силу с 01.06.2025)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике